Трубы и трубопроводная арматура

Как избавиться от психологической травмы детства. Детские психологические травмы - взрослые проблемы! Психологическая травма детства мешает жить

Детские психологические травмы накладывают отпечаток на всю жизнь. Некоторые события могут изменить жизнь ребенка. При этом малыш может и не быть участником происшествия, а всего лишь наблюдателем. Но яркое негативное впечатление может не давать ему покоя. Не всегда ребенок может выразить свои эмоции и не всегда готов делиться с родителями. Ничего не подозревающие родители не могут понять, почему ребенок стал неуравновешенным отстает в развитии. С их точки зрения ничего экстраординарного не произошло. Ведь малыш мог стать свидетелем гибели аквариумной рыбки или сцены насилия в кинофильме. Но последствия травмы могут быть очень серьезными.

Что такое психологическая травма

Психологическая травма – это изменения в психике человека, возникающие под влиянием внешних воздействий. Она вызывает глубокие эмоциональные переживания и имеет длительное воздействие.

Человек на протяжении долгого времени постоянно возвращается к событиям, вызвавшим психологическую травму, пытается их переосмыслить и переоценить. В то же время он всячески избегает похожих ситуаций. Сталкиваясь с ними против воли, он может реагировать чересчур возбужденно или, наоборот, стать безучастным.

Психологическая травма блокирует определенные действия человека, не дает ему объективно оценивать события и адекватно реагировать. Человек, переживший в детстве автомобильную аварию, боится управлять автомобилем. Взрослый, которого жестоко высмеяли в детстве одноклассники, панически боится оказаться в подобной ситуации еще раз. Причиной психологической травмы детства может быть болезнь, физическая травма, насилие, унижение, обман, предательство, разочарование, несправедливость, смерть, потеря или сильный стресс.

Вернуться к оглавлению

Разновидности критических ситуаций

Стрессовые ситуации разделяются по длительности воздействия и силе.

  1. Повседневные и скоротечные события, незначительные по воздействию. Например, опоздание в школу, утеря любимой игрушки, неловкое падение на глазах у всех, замечание или наказание учителя, ссора с другом. Такие события сами по себе не наносят ощутимого вреда ребенку, но вызывают у него неприятные ощущения. Повседневные стрессы имеют тенденцию накапливаться и развиваться в чувство неуверенности в своих силах.
  2. Неожиданное и яркое по силе событие. Автомобильная авария, сильная физическая травма или смерть близкого человека. Такие события могут нанести глубокую душевную рану ребенку.
  3. Повторяющиеся длительное время однообразные, но сильные стрессы. Мощное негативное явление, продолжающееся долго, оставляет неизгладимый след на детской психике. Это может быть физическое, сексуальное или психологическое насилие в семье или в школе.

Вернуться к оглавлению

Как дети воспринимают события

Дети очень эмоционально реагируют на все происходящие вокруг них происшествия. Они уделяют много внимания мелочам. Радостные события ярко отпечатываются в их сознании. К сожалению, трагические обстоятельства впечатляют их не менее сильно. Большинство детей вполне спокойно переживают кратковременные негативные события. Если после трагической ситуации произошли другие яркие позитивные события, эффект от психологического стресса может быть незначительным.

Но иногда даже кратковременный стресс может нанести ребенку сильную травму. Например, неожиданная смерть матери или обида. Серьезные детские травмы часто наносят сверстники. Дети нередко бывают жестокими в отношении друг друга. В то же время сами они очень болезненно воспринимают оценку своих товарищей.

Восприятие детьми трагических событий зависит от их личностных качеств, темперамента и степени участия в процессе, а также от наличия опыта восприятия подобных ситуаций.

Если негативная ситуация длится долго, малыш реагирует на нее более болезненно. Например, болезнь матери или собственная болезнь могут надломить малыша. Стремясь оградить своего ребенка от проблем, родители не рассказывают ему всех подробностей. Дети отлично чувствуют настроения взрослых. Понимая, что от него что-то скрывают, малыш сам начинает тревожиться, преувеличивая масштаб трагедии. Ситуацию может усугубить вынужденная госпитализация больной матери или самого ребенка. Разлука с родителями всегда воспринимается малышами болезненно. К этому добавляется тревога и страх. Помещенный в больницу ребенок дополнительно испытывает беспокойство в новой обстановке и в окружении чужих людей. Он чувствует себя беспомощным и брошенным.

В процессе воспитания родители также могут нанести психологическую травму ребенку, несправедливо и жестоко наказывая его. Унижения, угрозы и изоляция больно ранят малыша. Выносить психологическое насилие от самых близких людей особенно трудно.

Когда ребенка регулярно унижают, оскорбляют или бьют, у него развивается сильная психологическая травма.

Вернуться к оглавлению

Признаки психологической травмы

Психологическая травма детства может быть очень глубокой. Это болезненное состояние, при котором ребенок ощущает постоянную тревогу и страх. Он не чувствует себя в безопасности. Он может постоянно прокручивать мысленно одну и ту же травмирующую картинку, зацикливаясь на трагедии. Малыша могут мучить ночные кошмары, он может кричать во сне и просыпаться в холодном поту. Его личность разрушается. Он может стать агрессивным, неуравновешенным или, наоборот, безвольным и равнодушным. Страдает не только психическое здоровье, но и физическое. Нарушается физическое развитие, пропадает аппетит. Школьник может не справляться с учебой. У него могут появиться различные заболевания. Лечить запущенные психические нарушения, вызванные детскими травмами, иногда очень трудно. Необходимо обратиться к психологу с большим опытом работы в детской психологии. Самостоятельно справиться с проблемой практически невозможно.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы рассмотрим психологические травмы детства. Вы узнаете, какие факторы могут влиять на их возникновение. Поговорим о негативных установках. Выясните, каковы последствия для взрослой жизни могут иметь такие травмы. Рассмотрим, как с ними необходимо бороться.

Возможные причины

К факторам, которые могли повлиять на развитие такой травмы, относят:

  • тяжелое заболевание одного из членов семьи, гибель родственника;
  • гиперопека родителей;
  • их развод;
  • постоянные конфликты в семье;
  • материальные проблемы;
  • если ребенку нанесли травму, физическую, моральную или сексуальную;
  • отчуждение родителей, предательство одного из них, особенно, если он был в авторитете;
  • перенесенное ребенком тяжелое заболевание, приносящее сильную боль;
  • наличие аморальных родителей;
  • антисоциальная среда взросления;
  • конфликты в школе.

Всему виной может быть неправильное воспитание, в частности применение определенных стереотипов, отрицательных установок, создающих почву для психотравм, мешающих во взрослой жизни.

  1. «Лучше б ты не рождался». Мать и отец могут многократно об этом говорить, аргументируя тем, что с появлением на свет малыша в их жизни появилось много больших сложностей, проблем, ограничений. Малыш делает вывод, для того, чтобы его родители перестали страдать, ему необходимо умереть.
  2. «Тебе нужно быть похожим на соседского ребенка». Родители постоянно сравнивают своего отпрыска с другим малышом, который более умный, красивый, успешный. При этом они принижают своего ребенка, указывают на его несостоятельность. В такой ситуации малыш начинает себя стесняться, пытается слиться с толпой.
  3. «Ты всегда будешь маленьким». Родители боятся, что их ребенок повзрослеет и покинет семейное гнездышко, поэтому делают все, чтобы препятствовать развитию своего отпрыска, тормозят его на уровне дошкольника. А это приводит к тому, что во взрослой жизни он не может самостоятельно действовать и мыслить.
  4. «Не веди себя, как ребенок, ты уже взрослый». Родители жаждут, чтоб их малыш, как можно быстрее стал взрослым, умным, ответственным и самостоятельным. Постоянно его упрекают тем, что он ведет себя, как малыш. В связи с этим ребенок лишается детства, слишком рано взрослеет, забывает о своих потребностях и желаниях.
  5. «Хватит мечтать, займись делом». Ситуация, когда родителей лишают ребенка возможности фантазировать, строить планы. Это приводит к совершению многих ошибок.
  6. «Перестань ныть». Фактически – это призыв к тому, чтоб перестать что-либо чувствовать. В такой ситуации малыш загоняет свои волнения, чувства в подсознание, из-за чего потом развиваются серьезные проблемы с психикой.
  7. «Никому не доверяй». Родитель убеждает ребенка в том, что вокруг мошенники, обманщики. А это приводит к тому, что с малых лет человек привыкает, срастается с мыслью о том, что его окружают враги, мир опасный и враждебный.

Большинство людей обращаются за помощью к психотерапевту, когда у них возникают какие-то проблемы, затрагивающие нынешнюю сферу деятельности. Они даже не догадываются, что основная причина кроется в детстве, в травмах, пережитых в нем. Одна моя знакомая имела повышенную тревожность, она постоянно обо всем переживала. Больше всего волновалась за сына, ей повсюду мерещились угрозы. Ее муж настоял на обращении к психотерапевту. Специалист сразу выявил, что имеет место детская травма. Как оказалось, всему виной то, что в детстве ее регулярно колотил младший брат, она постоянно находилась в состоянии жертвы, которую никто не защищал, даже мама.

Характерные проявления

На то, что психологическая травма имеет место, могут указывать следующие проявления:

  • подавленность;
  • шоковое состояние, которое сохраняется продолжительное время без видимых на то причин;
  • перепады настроения, от радости до ярости ;
  • страхи, в частности темноты, незнакомцев, одиночества;
  • чувство ненужности, заброшенности, ущербности.

Кроме психологических проявлений могут присутствовать и физиологические симптомы:

  • тахикардия;
  • психосоматические боли;
  • постоянная усталость;
  • нарушение памяти и концентрации внимания;
  • напряжение, мышечные зажимы;
  • ощущение бессилия, беспомощности;
  • ночные кошмары .

Последствия

  1. Замедление процесса социализации.
  2. Одиночество, сложности с расширением круга общения.
  3. Невозможность нормально адаптироваться в новом коллективе.
  4. Развитие фобий, в частности .
  5. Формирование депрессивных расстройств, развитие обсессивно-компульсивного расстройства.
  6. Формирование аддикций, в частности наркомании , игромании, алкоголизма.
  7. Пищевые аномалии, в частности, нервная , компульсивное переедание.
  8. Развитие всевозможных комплексов.

Людям, имеющим психотравмы в детстве, сложнее строить карьеру, труднее заводить новые знакомства, уживаться с людьми, адаптироваться в новом коллективе. Были проведены исследования, которые подтвердили взаимосвязь между психическим или физическим насилием в детстве и низким уровнем благосостояние во взрослой жизни.

Психологические приемы

О том, что пора обратиться к психотерапевту могут свидетельствовать такие проявления:

  • не складывается продвижение по работе;
  • трудности в общении с людьми;
  • сильный страх с кем-то сближаться, возникают проблемы с раскрытием своей души, проявлением искренних эмоций;
  • постоянно присутствуют опасения того, что человек, который находится рядом, разочарует, предаст;
  • происходит замыкание на опыте прошлого, постоянное возвращение к былым событиям, обдумывание воспоминаний;
  • возникновение соматических расстройств, трудности с дыханием, проблемы с пищеварением, аллергические высыпания;
  • развитие зависимостей.

Лечение обязательно должно включать сеансы психотерапии.

  1. Пустой стул. Специалист перед пациентом ставит стул, на котором никто не сидит, но мысленно нужно представить, что на нем оказался значимый человек, к примеру, кто-то из родителей. Задача пациента рассказать невидимому собеседнику о чувствах и мыслях, сказать, что хотел, но так и не смог в детстве. Психотерапевт может предложить самому сесть на место воображаемого человека. Такой метод помогает наладить свою связь с прошлым, с теми воспоминаниями, которые были давно подавлены, скрыты. Когда контакт со своими чувствами будет налажен, пациент осознает, как прошлое воздействует на его настоящее и поймет, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
  2. Схематический подход. Такой способ терапии подходит людям, у которых возникают проблемы в социуме и тем, кто неспособен совладать со своими детскими травмами. Данный тип терапии помогает по-другому взглянуть на себя, учит, как прекратить прятаться от неприятных ситуаций. Применяется техника перевоспитания, чтоб «уязвимый ребенок», который находится внутри, научился удовлетворять свои потребности при помощи здоровых методов. Применяются ролевые игры, диалоги и ведение дневника.
  3. Десенсибилизация и переработка движением глаз. Основа техники – это обработка информации мозгом. Такой метод позволяет ослабить негативные волнения, в основе которых были травматические события, всплывающие теперь из прошлого в виде навязчивых мыслей, тревоги и . Во время сеанса пациент наблюдает глазами за объектом, который движется, например, маятником или пальцем психотерапевта. Человек сосредотачивается на своих обидах, затаившихся внутри, ощущениях и мыслях, связанных с какой-то травмой из прошлого. При этом задействовано и левое, и правое полушарие мозга. Это способствует избавлению от обычной реакции на ситуацию. Концентрация и быстрые перемещения глазных яблок на внешние раздражители способствует прорабатыванию воспоминаний, они перестают быть столь трагичными для индивида.
  1. Недопустимо долгое время оставаться в одиночестве. Это может привести к выпадению из социума. Иногда человеку кажется, что родные неспособны помочь с его проблемами, ему не хочется навязывать свои переживания другим людям. Однако, выговорившись, станет легче. Иногда проще довериться кому-то постороннему. Зачастую облегчить состояние можно при помощи выплескивания своих переживаний.
  2. Совершайте будничные действия, выполняйте привычные задачи. Можно помогать людям, заниматься волонтерской деятельности, ощутить себя важным для кого-то.
  3. Проявляйте собственные чувства и эмоции. Если возникает потребность в слезах, не стесняйтесь плакать. Вы можете изливать свои эмоции, как напрямую, так и при помощи искусства, например, арт-терапии или путем физических нагрузок.
  4. Следите за своим здоровьем. Помните о том, что здоровый дух только в здоровом теле. Не забывайте, что в организме человека могут возникать психосоматические недуги в ответ на стрессовые ситуации. Поэтому так важно заниматься правильным питанием, следить, чтоб был полноценный сон, физические нагрузки, хоть минимальные, отсутствовали вредные привычки.

» Заметки о работе с детьми

© Ольга Малая

Детская психологическая травма (у детей и взрослых)

Работа с психологической травмой с детьми самая кропотливая и трудоемкая. Она основана на нежности и заботе, доверии и принятии, признании и поддержке. В такой работе я не использую фрустрации и мои интервенции очень взвешенные и обдуманные. Я тщательно подбираю слова и контролирую мою мимику и движения. Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» - хорошо описывает мою работу.

Дети с психологической травмой очень уязвимы и чувствительны. Их очень легко ранить. Психика и мышление может еще не доросли, чтобы осознавать то, что произошло с ребенком. А эмоции есть и они сильные. И ребенку нужна помощь, чтобы адаптироваться к новой реальности. Дополнительно это еще и полноценная работа с взрослыми, которые окружают ребенка, как создать благоприятные условия для ребенка, как взрослым адаптироваться к этой новой жизни рядом с ребенком, который попал в травматическую ситуацию.

Сегодня во времена перемен, войн, кризисов, длительного стресса, человеческая психика сильно подвержена психологическим травмам. У человека нарушается безопасность и идентичность, появляется страх, боль, бессилие и беспомощность, пропадает интерес к жизни. Чтобы преодолеть и исцелиться от психологической травмы, психике для качественной адаптации нужна внешняя помощь.

В момент стрессового события мозг человека запоминает все детали, относящиеся к этому событию. В стрессовой травматической ситуации память человека не организована. И ей не просто собрать детали события в одну картину. Воспоминания появляются частями, доставляя болезненные переживания человеку. Травматическое событие блокирует процессы саморегуляции психики: образы, звуки, запахи или телесные ощущения, связанные с болезненным переживанием. Они словно «застревают» в ней, так что человек снова и снова испытывает ужас, боль, страх, отчаяние и беспомощность.

Травма - неожиданное, грубое, глубокое насилие, путем вторжения и повреждения целостности человека. Физическая, психологическая.

Насилие - умышленное причинение сильной боли и угроза жизненно важным потребностям. Нет возможности бороться и защищаться. Человек, как таковой отсутствует, есть непредвиденные потери. У психики нет возможности воспользоваться внутренними или внешними ресурсами.

Кризис - психике не хватило ресурсов, чтобы преодолеть ситуацию.

На что обратить внимание:

1. Одновременно травма физическая и психологическая. Физическая боль может быть очень сильной и непереносимой. Тогда она вытесняет другие ощущения и эмоции. Ребенку кажется, что он сплошная боль и лучше смерть, чем жизнь. Нужно помочь ему разделить боль на:

  • Самая сильная боль в конкретном месте тела, описать ее подробно (прилагательные), дать ей название (существительное), определить ее интенсивность по 10 бальной шкале, на какое действие она похожа (глагол), как и когда она меняется, что ее уменьшает, чему учит, какое удовольствие не доступно, какие эмоции вызывает. Какая она по ощущениям, как пахнет, что говорит, какой она видится, какая на вкус.
  • Определить, где еще есть боль, какая она (схема описания выше).
  • Определить, где в теле приятно и оно здоровое, какие эти места (схема описания выше).
  • Как тело радуется и чему.
  • Что телу хочет сейчас сделать, чтобы получить удовольствие.

2. О чем ребенок не будет говорить, это то, что с ним может быть, просто помнить об этом и пробовать прояснить, через наблюдение, поведение, разговор с взрослыми и ребенком:

  • Эмоции: боль, отчаяние, огорчение, бессилие, беспомощность, ярость, страх, отчаяние.
  • Что потерял в ходе травматической ситуации.
  • Что нарушено у ребенка: физическое состояние, эмоциональное состояние, привязанность, базовое доверие к миру, доверие к взрослым, психологическая безопасность, психологические границы, идентичность, как работает страх (какая реакция на опасность, как бережет себя).
  • Базовые потребности: сон, еда, безопасность, нужность, любовь - как удовлетворяются

3. Могут быть множественные травмы (физические и психологические): определить и разделить их, работать с каждой отдельно.

4. Механизм привязанности к значимым людям, на каком уровне не сформирован или нарушен:

  1. Ощущение - есть телесный контакт
  2. Похожесть - ощущает свою непохожесть, особенность
  3. Принадлежность и преданность - ощущает себя частью семьи
  4. Значимость - дорожит теми, к кому привязан, понимает, что он дорог своей семье (сформировано чувство собственного «Я», чувство собственной отдельности и автономности)
  5. Эмоциональная близость - умеет любить, проявлять заботу о других и принимать ее
  6. Психологическая близость - ощущение, что тебя знают

5. Механизм адаптации к новой реальности. В каком месте здесь и сейчас. Каждый раз может быть по-разному, фазы и стадии могут повторяться, порядок может быть хаотичным. Это схема базовая, для примера, как может быть.

Этап 1. Нарушение стабильности.

  1. Фаза оцепенения, которая обычно длится от нескольких часов до недели и может быть прервана взрывами крайне интенсивного страдания и/или гнева.
  2. Фаза острой тоски и поиска утраченной фигуры, продолжающаяся несколько месяцев и часто годами.
  3. Фаза дезорганизации и отчаяния. Работа по переживанию горя.

Стадии проживания потери, утраты

  1. Отрицание
  2. Агрессия
  3. Депрессия
  4. Принятие

4. Фаза большей или меньшей степени реорганизации.

Этап 2. Разрушение старой картины мира.

Этап 3. Формирование новой картины мира.

Этап 4. Интеграция.

Этап 5. Реорганизация.

Возможно застревание на 2 этапе. Застой - постепенное ухудшение - упадок эмоционального и психического состояния - регресс - ПТСР:

  1. Вариант: рождение - развитие - интерес - ресурсы - проживание потери - адаптация
  2. Смерть

6. Как изменилось окружение ребенка, как изменилась его жизнь

7. Ресурсы

  • Чувство - умение распознать чувства и давать им название, выражать их в комфортном формате для себя и окружающих
  • Ум - умение мыслить, оценивать, анализировать, планировать, принимать решение
  • Деятельность - восприятие мира, с помощью ощущений, умение замечать боль и удовольствие, напряжение и расслабление
  • Общество - способность общаться с окружающими
  • Игра воображения - творческие способности: мечты, фантазии, интуиции
  • Вера - умение верить во что-то или в кого-то.

8. Какие есть перспективы и возможности. Чему научился.

Схема моей работы с детьми от 1,4 до 18:

1. Я для себя разделяю психологические травмы у детей:

  • произошла более 3-х месяцев назад - психика нашла ресурсы и в процессе естественной саморегуляции и адаптации / не нашла;
  • произошла от 1 недели до 3-х месяцев - процесс естественной саморегуляции еще не запущен, ресурсы не найдены, ребенок в стрессовом состоянии / запущен;
  • продолжает длительно находиться в травматической для него ситуации (психологическое или физическое насилие в семье) - психика нашла защиты, адаптировалась к ситуации;

2. Что произошло с ребенком, подробно расспрашиваю у значимого взрослого. Здесь важный момент - кто спасал ребенка, он сам себя спасал, никто не спасал.

3. Определяю, что сейчас с телом ребенком:

  • Крутится, как - будто танцует очень ритмичный и быстрый танец. Похоже на то, как человек вылезает из под кого - то, сильно извивается и отталкивается ногами, стремиться убежать.
  • Механические, безжизненные движения, стеклянные глаза, силы много.
  • Напоминает состояние ребенка в кризисе трех лет, очень демонстративный.
  • Рычит, как раненое и загнанное животное, с болью и злостью.
  • Безжизненное тело и потухший взгляд.
  • Тело напряжено, как на шарнирах.
  • Обнимать, целовать, говорить теплые слова, что любит.
  • Говорить, что рядом, что защитит.
  • Не оценивать и не сравнивать. Что не нравится говорить конкретно, «ты сейчас обидела кота, и мне это не нравится. Я люблю тебя».
  • Говорить о правилах и договариваться.
  • Играть в детские игры.
  • Просить помогать.
  • Совместно делать из теста еду для всех (вареники, пироги)
  • Не ругать за рычание и капризы.

Каждый новый этап развития и мышления позволит осознать травму по-новому, и нужна помощь взрослых, чтобы это преодолеть. Полноценная терапевтическая работа с психологической травмой возможна в 16 - 18 лет. До этого возможна работа с идентичностью, ресурсами, укреплением уверенности в себе, внутренней и внешней опоры. Обучение внутренней дисциплине и самостоятельной стабилизации эмоционального состояния. Восстановление и реабилитация нарушенных в момент травматического события: безопасности, границ, идентичности, привязанности.

При работе с детскими психологическими травмами у взрослых помнить, что травма произошла в определенный возрастной этап развития, и она осталась осознанной или вытесненной именно в том возрасте. Нужно укреплять и растить психику, проходя каждый этап развития. Подходит схема работы с детьми.

Возможность написать эти строки у меня появилась благодаря моим клиентам, которые обращались за консультацией ко мне. Благодаря моим коллегам, которые делились своим опытом, давали мне качественную супервизию, моему терапевту за индивидуальную терапию, мастерам психологии за их книги. Отдельная благодарность моим родным и близким, друзьям за их поддержку, теплоту, любовь, заботу.

Психолог, гештальт-терапевт Малая Ольга Александровна

© О.А. Малая, 2016 г.,
© Публикуется с любезного разрешения автора

У нас всех было разное детство, у кого-то счастливое, у кого-то – не очень. Те, кому не хватило любви и внимания в детстве, до сих пор лечатся от своих психотравм и пытаются воспитывать своих чад не так, как воспитывали их.
Существует методика, которая называется reparenting – то есть работа с родительской подструктурой личности с помощью психотерапии. Что это такое, и как оно может помочь во взрослой жизни? Об этом «Отцовский клуб» расспросил профессора и доктора психологических наук Павла Горностая.

— Павел Петрович, расскажите, что такое reparenting?

— Это медицианский термин, прямые переводы которого неудачны. Перевоспитание – звучит как-то слишком юридически. Точнее сказать – переродительство, но попробуйте это выговорить. По сути, это психотерапевтическая методика, призванная исправлять проблемы, возникшие из детских психологических травм, связанных с родителями.

— Детские психотравмы – это опыт насилия со стороны взрослых?

— Нет, не только. Любые проблемы ребенка, с которыми он не смог справиться самостоятельно, приводят к целому ряду проблем, вплоть до структурных нарушений его личности. Методика используется в таком направлении психотерапии, как транзактный анализ. Согласно ему, каждый человек может пребывать в одном из трех эго-состояний: Родительском, Взрослом или Детском. Соответственно, могут рассматриваться три такие же структурные части личности. Так вот, reparenting исправляет проблемы формирования Родительской эго-структуры личности человека.

— Какой именно стиль общения родителей травматичен для детей?

— К примеру – родители постоянно предъявляют к ребенку взаимоисключающие требования. Папа говорит: «будь смелым и решительным», а мама считает, что нельзя подвергать себя слишком большой опасности. Или – мама просит ребенка быть внимательным к чувствам других людей, а папа считает, что мужчина не должен быть чувствительным. Или еще хуже – мама говорит, что пить нельзя, а папа говорит: «кто не пьет, тот не мужик». Но сын ведь хочет быть настоящим мужчиной! Все это приводит к глубоким внутренним конфликтам, вызванным невозможностью одновременно выполнить оба предписания.

Бывают и другие причины психотравм, к примеру – физическое отсутствие родителей (дети из детских домов). Либо родители есть, но по разным причинам они малодоступны для ребенка. Например, папа занят карьерой или бизнесом, мама – лечением депрессии из-за проблем в отношениях с папой. Либо родители больные, или слишком старые.

Еще одна причина – очень жесткие и авторитарные родители. Так, если мама подавляет и унижает сына, бьет его, это может приводить не только к нарушениям в структуре личности, но и к патологиям сексуального поведения. Практически у всех сексуальных маньяков были жестокие матери.

Метод reparenting работает с последствиями таких издержек воспитания.

— В чем выражаются последствия детских психотравм в жизни взрослого человека?

— Прежде всего, это проблемы с самооценкой, непринятие себя или разных сторон себя. Под «проблемной» самооценкой я понимаю не только заниженную, но и завышенную самооценку. Иногда такие люди, чтобы скомпенсировать глубоко запрятанный комплекс, любой ценой стремятся чего-то достичь: в бизнесе, в карьере, в спорте. Они становятся зависимыми от этого. Другие – «повышают» свою проблемную самооценку подавлением и унижением других. Из-за детских психотравм мужчина чувствует себя недостаточно мужественным, женщина – недостаточно женственной, красивой или сексуальной. Внутренний Родитель такого человека часто играет негативную роль, постоянно говоря ему: «Ты самый плохой», «Ты ни на что не годишься».

— Кто придумал reparenting?

— Классический reparenting был разработан супругами Аароном и Джеки Шифф и использовался, в частности, для лечения шизофрении. Они исходили из предположения, что шизофрения – это поломка именно родительской структуры личности. Они погружали своих пациентов до глубокого уровня возрастной регрессии, «возвращая» их в детство, вплоть до младенческого уровня. И работали с ними, выступая в роли символических родителей. Психотерапевтическое воздействие заключалось в том, что, выводя человека на уровень, когда Родительское эго-состояние не сформировано, они фактически «отключали» его, а затем «выращивали» новое, имитируя воспитание детей маленького возраста.

Результаты были очень хорошими, по некоторым данным до 80% вылечивалось от шизофрении. Обычная статистика такова: длительная ремиссия (практически – излечение) при этой болезни наступает в одной трети случаев при успешной терапии, еще у трети может наступить спонтанная ремиссия без терапии, и еще треть – не излечивается вообще. Чем объясняется высокий уровень выздоровления у Шиффов, неизвестно, возможно, особенностями выборки пациентов. Поэтому их высокие показатели не означают, что они могли бы вылечить от шизофрении 80% всех больных. Эти методы достаточно дискуссионные, их многие ученые критиковали. Кроме того, они очень энергозатратные, что, возможно, сказалось на здоровье его создателей.

Поэтому в современной психотерапии чаще используются разновидности reparenting. Один из них – точечный reparenting. Меняется не вся родительская структура, а ее наиболее проблемные участки. Например, нейтрализуются родительские интроекты, то есть родительские установки или запреты, которые усвоены некритически, и человек живет, слепо им следуя. Некоторые запреты вполне позитивны – «Не убий», «Не укради» (они известны как христианские заповеди). Это тоже родительские установки, связанные с супер-родительской фигурой Бога, в них нет ничего плохого. Но есть очень вредные Родительские запреты, которые мешают человеку жить. Например, установки «Не будь важным!», «Не думай!», «Не чувствуй!», или еще хуже – «Не живи!».

— А откуда появляется такая установка?

— Она бывает, например, у нежеланного ребенка, которого мама отвергала с самых первых дней его жизни. Даже если она прямо не говорила «Чтоб ты сдох!» (а так тоже бывает), ребенок все равно чувствует непринятие мамой, а, следовательно – и всем остальным миром. Самое опасное в том, что человек впоследствии реализует эту установку. Речь не всегда идет о прямом самоубийстве, чаще – о стиле жизни, который укорачивает жизнь. Примеры такого скрытого суицидального поведения – опасная езда на машине, наркотики и т.д. Терапия в данном случае состоит в том, чтобы нейтрализовать эти запреты и заменить их разрешениями.

Некоторые клиенты говорили, что впервые в жизни испытали любовь к самому себе

Есть вариант методики под названием «self-reparenting, ею можно заниматься самому, без помощи терапевта. Человек разрешает себе то, что раньше не мог себе позволить в силу родительских запретов или других негативных событий. Он ищет возможности, как реализовать свои потребности и изменить свою жизнь в позитивную сторону.

— Как это происходит?

— Есть разработанная процедура. Человек как бы заключает контракт с самим собой, где он формулирует способы поэтапной реализации своих желаний в ближайшей и отдаленной перспективе.

— Существует и мой собственный вариант методики reparenting, появившийся на стыке трансактного анализа и психодрамы. Во время терепевтического сеанса клиенту предлагается рассматривать две фигуры – он-взрослый и он-ребенок. Клиент представляет себя в возрасте, например, трех лет. В индивидуальной терапии обе роли по очереди исполняет клиент, иногда одну из ролей замещает терапевт. В групповой терапии – в обеих ролях могут использоваться другие участники группы как актеры. Путем организованного взаимодействия с обменом ролями – мы добиваемся понимания, контакта, переживания чувств и принятия самого себя.

— Для этого клиенту необходимо вспомнить эпизод из своего детства, который был самым травматичным?

— Воссоздание и переигрывание травматической ситуации – это другая методика, она называется redecision, или перерешение. Там стоит цель получить новый опыт, отличный от пережитого во время травмы. Здесь мы работаем с ситуациями, когда человек не может точно вспомнить травму, или травматизация представляет собой растянутый во времени процесс. Человек беседует с собой как с ребенком, выступая «родителем» самому себе, его Родительская эго-структура изменяется и дополняется новым опытом. Здесь важен не просто контакт, не просто обмен информацией, а взаимное переживание, в том числе – чувства любви: во взрослой позиции – к себе-ребенку, а в позиции ребенка – к себе-взрослому. Это фактически переживание любви к самому себе, которое и является наиболее целительным. Результаты очень интересные. Иногда клиенты говорят, что первый раз в жизни испытали подобное чувство. Другие говорят: ощущение такое, что внутри появилось что-то, чего раньше не было. Это образно можно назвать «пересадкой психологического органа». В родительской эго-структуре появляется сильное позитивное начало, человек приобретает разрешение принимать себя безусловно и позитивно к себе относиться. После таких сеансов обычно самооценка значительно укрепляется.

Беседовал Владислав Головин

Психологическая травма детства. Самотерапия психической травмы детства. Психологические причины нашего сегодняшнего поведения корнями уходят в детский возраст. Сценарий нашего поведения и реагирования зависит от наших детских травм.

Психологическая травма детства мешает жить

Часто, травмы полученные нами в детстве мешают жить в настоящем, травмированная душа не дает , полноценно наслаждаться жизнью и творить ее.

Чем сильнее психическая травма, полученная в детском возрасте , тем сильнее душевная боль в настоящем, тем чаще мы возвращаемся сознанием в раннюю травмирующую ситуацию.

Задача настоящего — избавить душу от психических травм детства. Самостоятельно, прибегнув к само терапии или с помощью психолога — автора этого блога.

Детские психические травмы бывают разными по степени воздействия на настоящее, но все они связаны с физическим и психологическим насилием.

Большинство травм души родом из нашего детств а

Все мы родом из детства. Хочешь исцелить душу сейчас — исцели психику, покалеченную в детстве.

Психологическая травма и 3 вида психологического насилия, которому мы подвергались в детстве

Все люди, без исключения, подвергались этим 3 видам психического насилия , и всякое насилие обязательно связано с ограничением свободы выражать свою волю, проявлять себя и получать свободу в желаниях и действиях.

  1. Психическая травма связанная с кормлением.

  2. Психическая травма связанная со сном.

  3. Психическая травма связанная с телесным наказанием.

Плюс запреты, психологическое программирование, проклятия, злые пророчества, море негатива и ругани, лишения, розги, наказание, вбивание в мозги и вычищение свободомыслия.

  • Запишите основные этапы работы на бумаге, начинайте работу по освобождению души с работы над принятием чувств: страха, боли, .

  • Разрешите себя плакать во время работы с травмой.

  • Посещайте психотерапевтические группы, в котором создано поле принятия и поддержки.

  • Обязательно проводите работу по исцелению и принятию своего .

  • Часть работы, хотя бы несколько раз, особенно по терапии сцен насилия проведите при поддержке психолога.

  • Настройтесь на длительный и болезненный процесс исцеления.

  • Не всегда нужно работать с травмой детства через переживание травмирующих ситуаций и сцен насилия, дальше я дам Вам основные этапы и формы работы.

    Формы работы и этапы терапии психологических травм детства и прошлого

    Вот главные этапы и формы работы с психической травмы в свободно последовательности, поскольку нужную последовательность проработку каждой техники и каждого способа терапии определять все-таки должен .

    • Техника затуманивания прошлого. Иногда травмирующие ситуации детства настолько болезненны, что каждое новое воспоминание-погружение только усиливает боль. Именно для таких ситуаций, записанных в подсознании и нужна техника затуманивания.

    • Исцеление Внутреннего Дитя. Подходят любые техники, многие из которых описаны на этом блоге. Плюс очень хороши аудио медитации, которые я записал несколько лет назад, и которые укрепят внутреннюю уверенность, чтобы получилось справиться с другими болезненными артефактами детства.

    • Принятие запретных чувств. Очень часто в ходе насилия были подавлены или отвергнуты важные, базовые эмоции. Такие как боль, плачь, или гнев. Важно провести работу по их принятию и научится свободно выражать их. Опять же техники ищите в разделах этого блога, которые начинаются со слова «Самотерапия». Определить, какие эмоции под запретом или отвергнуты поможет знающий психолог — обращайтесь.

    • Перезапись травмирующих сцен насилия. Техник и методик тут много. Это и внедрение волшебного помощника, и письма из будущего, и работа с субличностями. Основной принцип перезаписи — его суть — представлен на рисунке-схеме выше. Главное создать в подсознании развилку и переключить его на новое видение сцены, в которой травмы не было, скорее наоборот было оказано максимум поддержки и чувств защищенности.

    • Письменные техники работы с психическими травмами . Это и благодарности, ведение дневников и вахтенных журналов состояний, мыслей, глубинных убеждений, работа с рисунком, глиной и пластилином с последующим составлением письменного отчета.

    • Техники работы с подсознанием. Это работа направленная на привлечение внутренних ресурсов и помощников, животных силы и использование волшебных предметов, техник инициации силы и .

    Это далеко не полный перечень техник и приемов самотерапии и психотерапии травмы детства. Если психическая травма серьезная, рекомендую воспользоваться моим новогодним предложением и начать работу по исцелению души сразу же после январских праздников.

    Новогодняя акция от психолога счастья: исцеление психики со скидкой 62%

    Предлагаю приобрести 3 моих самых востребованных услуги в 2015 году и ранее со скидкой в 62% — она взялась из значений 2015 (8) и 2016 (9) годов и возраста, который достиг психолог счастья (45) в уходящем году.


    3 востребованные услуги от психолога счастья

    Вот эти продукты от психолога счастья

    1. Аудио медитации по исцелению Внутреннего Ребенка. Как прекрасная работа укрепления силы «Я» и самотерапии израненной травмой души.

    2. 3-х месячный абонемент по переписке с психологом счастья. Отличный аналитический и поддерживающий инструмент в работе над психической травмой. Плюс 1 скайп сеанс в подарок.

    3. 4 онлайн сеанса по работе с травмой. Не обязательно с травмой, но такую работу изначально я предлагал для анализа и изменения сценария жизни со скидкой 20%.

    Итого 3 инструмента от психолога счастья на совокупную сумму 34 690 рублей. Понятно, что такую жирную скидку (минус 15290 рублей) я предлагаю на ограниченную аудиторию, поскольку работа предстоит с моей стороны большая, поэтому только первые 5 покупателей воспользуются этим вкусным новогодним моим предложением.

    К психотерапии травмы приступим сразу после Новогодних каникул и продлим до 1 апреля, после чего улыбнемся и задышим полной грудью освобожденной от травмы души.

    Поделитесь новогодней акцией психолога счастья с нуждающимися в помощи психолога!

    Психическая детская травма: книги по самотерапии в помощь!

    Есть ряд книг, которые призваны помочь Вам в исцелении души и избавления психики от психологической травмы детства.

    Я говорю сейчас о наборе из нескольких книг Барбары Шер, вышедших в издательстве МИФ.


    Обложка книги О ЧЕМ МЕЧТАТЬ

    Купить все книги Барбары Шер в издательстве МИФ со скидкой!

    Психологическая травма детства не дает спокойно спать по ночам? Задайте вопросы по содержанию статьи и новогодней акции психолога счастья в комментариях к данному материалу.

    Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

    • Главное положение когнитивной терапии раскрывается через понимание АВС модели восприятия жизни. Можно понять причины стресса через АВС модель […]